Команд с названием Titan в эпоху расцвета НВОБХМ было сразу несколько.
По странному стечению обстоятельств даже авторитетная энциклопедия Малка Мак-Миллана
совсем не упоминает эту группу из Бартона-апон-Хамбера. Хотя оно и понятно — у
команды не было не то что альбомов, даже официальных синглов, а их демо-записи в доцифровую эпоху были
достоянием лишь самых увлечённых коллекционеров. Что ж, гитаристы Titan Хайдн Дикинсон и Найдж Уокер с готовностью согласились восполнить
информационный пробел.
ENGLISH VERSION
ENGLISH VERSION
Начнём интервью с вашего увлечения тяжёлой музыкой. Почему каждый из вас
решил играть на гитаре? Какие группы или музыканты вдохновили вас?
Хайдн: Я начал играть на гитаре в 13 лет! У моего
двоюродного брата была группа, игравшая каверы Sabbath, Free, Budgie и прочих команд 70-х годов. Как-то я пришёл
на их репетицию в молодёжном центре и с того момента понял, что хочу быть
гитаристом.
Найдж: Моё увлечение гитарой началось ещё в конце
60-х, когда я увидел в одном ТВ-шоу, как группа Love Sculpture исполняла «Танец с саблями» Хачатуряна. Но по-настоящему я начал играть на
гитаре лишь в конце 70-х. К тому моменту я подсел на Judas Priest, Black Sabbath, Deep Purple, Queen,
Scorpions и Iron Maiden. Отдельно я бы хотел упомянуть Кевина Хейбурна и Angel Witch. Я несколько раз видел эту группу на
гастролях с Girlschool. И всякий раз их концерты вдохновляли меня
усерднее заниматься на гитаре.
Состав с Миком Дауном у Микрофона |
Хайдн: В первый состав Titan входили Найдж и Филл Уокеры, а также
несколько их школьных друзей. Я предложил кандидатуру своего двоюродного брата
Вэна в качестве барабанщика, а после этого и сам присоединился к команде. Мы с
Найджем составили отличный дуэт гитаристов, исполняя сдвоенные гармонии.
Найдж: Группа с самого начала называлась Titan и появилась на свет в 1979/1980 году. В первый состав входили я (гитара),
Филл Уокер (бас), Марк Джонсон (гитара) и Мик Даун (вокал). Забавно, но я не
могу вспомнить, как звали нашего первого барабанщика. Помню лишь то, как его
привозили на репетиции и забирали родители. Помню, как однажды пришёл на
репетицию и обнаружил, что в помещении стоит другая барабанная установка. Оказалось,
что она принадлежит моему давнему приятелю Вэну Хьюитту. Он услышал, что в нашей
округе появилась новая рок-группа и просто пошёл и купил установку. В итоге он
и стал нашим ударником. Спустя несколько месяцев из-за музыкальных разногласий
из группы ушли Макр и Мик (Titan изначально создавалась
как хэви-группа и такой была всегда). В качестве гитариста мы взяли Хайдна
Дикинсона, а вокалистом тал Сид Кук. Это состав просуществовал до того момента,
как мы стали давать первые концерты в начале 1982 года. В 1983-м Сид ушёл, и
место у микрофона занял Рой Бленделл.
Расскажите о метал-сцене в ваших краях в начале 80-х. Много ли групп и
подходяищ клубов было в Бартон-апон-Хамбере?
Хайдн: Местная сцена не подходила для группы вроде
нашей, и в газетах о нас писали как о команде, игравшей громкий и заунывный
металл! Нам приходилось играть в соседних городах вроде Халла, Гримсби и
Скантропа с тамошними группами вроде Limelight и Gaskin, с которыми мы подружились.
Найдж: Если коротко, то в Бартоне тогда не было
никакой метал-сцены. Это был городишко, окружённый сельской местностью, в
котором были самые обычные пабы. Халл, Скантроп и Гримсби подходили для нас
куда больше.
Знали ли вы о существовании других групп с названием Titan? Не возникало ли из-за этого каких-то проблем?
Хайдн: Нет. Если не считать Tytan, мы были первыми, кто использовал название Titan, насколько я знаю.
Найдж: В то время мы ничего об этом не знали. А
значит и проблем не было.
Хайдн: Были две существенные смены состава. Первой
из них была связана с уходом вокалиста Яна Кука и приходом Роя Бленделла. А
затем в 1984/1985 году группа распалась, когда Вэн, Найдж и Фил переехали в
Лондон. Мой двоюродный брат Вэн присоединился к Paul Di’Anno’s Battlezone.
Найдж: Ещё одним изменением состава был
кратковременный уход Хайдна. Мы дали объявление в “Kerrang!”, и к нам присоединился Стив Джайлс,
который переехал в Бартон из Южного Уэльса. Стив отыграл с Titan несколько концертов, а затем уехал в Лондон. Мы позвали Хайдна обратно и
до самого распада остались вместе.
Когда и где было записано первое демо группы с песнями “Onto the End” and “The Rack”?
Хайдн: Демо было записано в маленькой студии в
муниципальном центре Халла. Студии явно не хватало оборудования, а нам —
бюджета, но в итоге у нас получилась запись пристойного для демки качества. Мы
откладывали гонорары за «живые» выступления, чтобы оплатить запись.
Найдж: Насколько я помню, демо было записано в 1982
году в маленькой 8-канальной студии в Халле (название студии я не помню). С
нами работал продюсер, а на запись ушло два дня. Для всех нас кроме Роя это был
первый опыт работы в студии. Хайдн сочинил
“Onto The End”, а я — “The Rack”.
Отправляли ли вы демо-плёнку лейблам? Если да, то чем они обычно объясняли
свой отказ?
Хайдн: Демо было предназначено для того, чтобы
получить работу в клубах. Хотя нас поддерживал близкий друг, чей отец был
басистом в группе Steeleye Span.
Найдж: Мы продавали кассеты на концертах, и торговля
шла очень хорошо (хотя я не помню, какой был тираж). Не помню, чтобы мы
отправляли это демо лейблам, а вот вторую плёнку мы действительно рассылали по
разным фирмам звукозаписи. Увы, мы не сумели покорить металлический мир, но
отзывы лейблов обычно были вежливыми: «Если запишите ещё что-то — присылайте на
прослушивание».
Согласны ли вы, что группа явно вдохновлялась Iron Maiden, особенно это касается вокалиста?
Хайдн: Ха! Не думаю, что ой согласился бы с этим
заявлением, хотя мы, конечно же, фанатели от Maiden и Judas Priest и всегда поддерживали Grand Prix, Demon, Marrilion, Diamond Head, Angel Witch, приходя на их концерты в нашей округе. Мы с
Найджем однажды присутствовали на промо-концерте Mama’s Boys в Ноттингеме и к своему удивлению обнаружили там Фила Линотта и Джона
Сайкса, присоединившихся к Mama’s Boys в качестве специальных
гостей.
Найдж: Да, думаю, Maiden были ориентиром для
многих в то время. Полагаю, всё дело было в их галопирующих риффах, сменах ритма
и гармониях в терцию. При этом мы не стремились намеренно копировать Maiden.
Рой Бленделл |
Хайдн: Он был отличным парнем. Мы с Вэном играли в
одной кавер-группе ради практики и именно благодаря этому познакомились с
Роем. Мы сразу же подумали: «Этот чувак должен быть вокалистом Titan!» И в итоге он им стал!
Найдж: Рой был страстным поклонником Ронни
Джеймса Дио и Элиса Купера. Полагаю, именно они повлияли на его поведение на
сцене и склонность к театральным эффектам. Рой был яркой личностью. Он обожал
сценические костюмы и делал их из всего, что попадалось под руку, начиная от
обивки старых диванов и заканчивая каркасной проволокой. Предсказать, в каком
настроении он появится перед концертом, было невозможно. Он мог бесподобно
петь, но быть статичным, а в следующий раз мог скакать по столам и забираться
на осветительные стойки, но забывал слова (смеётся).
Но в каком бы настроении Рой ни приходил, зрителям было гарантировано шоу.
В 1982 году у группы вышло демо с 14 треками — настоящее безумие!
Расскажите всё, что можете вспомнить о нём!
Хайдн: Эта плёнка была «криво» записана, потому что
в большинстве случаев мы польховались лишь портативным рекордером, а в
нормальной студии работали лишь дважды. Сейчас мы работаем над нашим
бэк-каталогом, чтобы выпустить ремастированные версии песен.
Найдж: Это было не официальным демо Titan, скорее бутлег, скомпилированный из официальных демок, а также концертных
и репетиционных записей. Это делалось, чтобы сохранить
наш материал.
14 песен
— многовато для демо.
Как вам удалось сочинить
столько за один год?
Хайдн: Это был кассетный релиз, что-то в духе “Soundhouse Tapes” Maiden. Он не предназначался для широкой публики, потому что качество записи
песен было очень разным.
У группы был такой глэмовый имидж: спандексы, леопардовые ласины. Как к
этому относились фэны хэви-меала? Кстати, на на разных фото можно увидеть, что леопардовые
лосины носили разные музыканты. Вы носили их по очереди?
Хайдн: (Смеётся)
Думаю, у нас были разные взгляды на наш имидж. Всё, больше ничего не скажу!
Найдж: (Смеётся) Леопардовые
штаны были моими (они сохранились у меня, но я в них больше не влезаю). Если ты
видел кого-то из Titan, кто носил эти штаны, значит это было
сделано без моего ведома, и я бы с удовольствием посмотрел на те фотки. Боже,
спандексы… Только не это. Но это было… Раз уж Дэйв Мюррей и другие участники Maiden носили спандексы, то кто мы такие, чтобы спорить с ними.
В 1983 году Titan выступали на разогреве у Hanoi Rocks. Это был полноценный тур или разовая акция?
Чем вам запомнились те события?
Хайдн: Нам посчастливилось отыграть лишь несколько концертов с Hanoi Rocks в нашей округе, а вот наши друзья из Farenheit заполучили место на разогреве у Motorhead, хотя это скорее подошло бы нам, ведь Farenheit исполняли более лёгкую музыку. Зато мне довелось выпить пивка с Лемми на
одном из концертов. Это было незабываемо!
Найдж: Откровенно говоря, это было самое
запоминающееся шоу. К сожалению, мы не смогли поехать в полноценный тур, дали
лишь несколько концертов с Hanoi Rocks, но парни из этой группы оказались очень
дружелюбными. Мне запомнилось, что роуди Hanoi Rocks куда больше врубались в металл, а также
нарулили нам отличный звук на концертах. Моя гитара “Flying V” на тех концертах звучала бесподобно!
Найдж на службе Её Величества |
Хайдн: Концерты с Hanoi Rocks были, пожалуй, лучшими. С нами тогда работал
звукорежиссёр Wishbone Ash, отстроивший нам великолепный звук! Концерты в местах вроде “The Tower” тоже остались в памяти, потому что на них
собирались толпы истинных металлистов.
Найдж: Конечно, я бы хотел, чтобы Titan выступали гораздо чаще. Однако моя служба в военной авиации мешала этому —
я не мог надолго уезжать. Лично мне запомнились концерты с Gaskin и Limelight в Скантропе. Ещё помню, что в начале карьеры
мы участвовали в конкурсе групп в Северо-Восточной Англии и дошли до финала,
заняв второе место среди 50 команд. Особенным было и последнее шоу Titan, на которое пришло порядка 350 человек.
Хайдн: Это демо было записано в студии в Бридлингтоне и было
лучше по качеству. В него вошли песни “Into the Storm” и “High and Mighty”. Группа явно добилась
определённого прогресса, да и запись прошла гораздо легче.
Найдж: Демо было записано в Скарборо. Это было более
профессиональное демо. Как ты отметил, мы начали нащупывать свой стиль, чему
помог и тот факт, что мы выросли как музыканты. На концертах у нас был
постоянный звукорежиссёр, который также работал с Chrome Molly, и часто этот человек оценивал то, что мы
сочиняли и давал нам советы.
Спустя два года группа распалась. Каким был этот период до распада группы?
Хайдн: Группа была не слишком активной из-за других
обязательств, и я был первым кто ушёл. Моё решение было вызвано разочарованием.
На короткое время моё место занял Стив Джайлс.
Найдж: Я
наконец-то оставил службу в авиации и переехал в Лондон, но другие участники не
могли этого сделать. На этом история Titan закончилась.
Почему же вам не удалось получить контракт с лейблом? Я считаю, что ваша
музыка была достаточно крута, чтобы получить контракт даже с мейджором. Что же было не так?
Хайдн: Спасибо за такие слова. Мне кажется, проблема была в том,
что не все участники группы стремились достичь успеха. Нам были нужны менеджер
и продюсер, а ещё, возможно, наша местность не подходила для занятия металлом.
Nige: Хороший вопрос… Думаю,
дело в том, что мы слегка запоздали к началу НВОБХМ и не имели необходимого
опыта как в сочинении песен, так и в игре на инструментах, и хотя энтузиазма
нам было не занимать, наши недостатки сказались на том, что ни один лейбл не
подписал с нами контракт. Мы жили в захолустье, так
что представителям лейблов было трудно до нас добраться и посмотреть, чего мы
стоим.
Стив Джайлс, Филл Уокер, Вэн Хьюитт, Найдж Уокер |
Хайдн: На несколько лет я практически прекратил занятия
музыкой, но в конце 80-х снова стал сочинять песни и играть в кавер-группах. В
1998 году мне позвонил один местный вокалист, с которым я уже работал, и мы
собрали кавер-банду, с которой я играю уже 20 лет дал более 2000 выступлений.
Найдж: В 1986 году я переехал в Лондон. Фил и Вэн присоединились
ко мне спустя несколько месяцев, хотя нам так и не удалось реформировать Titan. Вэн вошёл в состав Paul Di’Anno’s Battlezone и отыграл с этой группой европейское турне. Я
прослушивался в несколько групп и недолго пробыл в составе Phantasm с Гэри Джонсом (экс-Blade Runner), Томом Принсом (экс-Tredegar), Дэйвом Дюфортом (экс-Angel Witch) и вокалисткой Джен Стивенс (экс-Flame). Увы, я вошёл в состав этой группы прямо накануне тура, так что у меня не
было возможности выучить материал, и они отправились на гастроли с одним
гитаристом, а после решили продолжать в таком же составе. Фил женился и уехал в
Южную Африку в 1990 году, а до этого поиграл с одной кавер-группой.
Найдж и Филл: братья навек |
Хайдн: Всё в порядке. Фил, как уже говорилось, переехал в Южную
Африку и прожил там 20 с лишним лет, но потом вернулся на родину.
У него случился обширный инфаркт, что было очень неожиданно, ведь Фил вёл
активный образ жизни. Рой также умер из-за проблем с сердцем.
Найдж: К сожалению, Рой умер в начале 2016 года. Особенно
грустно то, что мы не слишком-то общались после распада Titan. Что касается моего брата, то в 2012 году он вернулся из Южной Америки
после гибели его жены в автокатастрофе. Он умер спустя восемь месяцев после
смерти Роя в сентябре 2016 года. Покойся с миром, бро! На его похоронах играла
песня Judas Priest “Metal Gods”.
Поддерживаете ли вы общение между собой?
Хайдн: Вэн и Найдж вернулись из Лондона, чтобы жить
со своими семьями, так что сейчас мы снова живём поблизости и снова работаем
вместе.
Найдж: Да, мы с Вэном вернулись в родные пенаты и частенько
захаживаем в места, где начиналась история Titan, чтобы пропустить по одной — двум, максимум шести кружечкам пивка. Хайдн регулярно
играет каверы с группой Scrapyard Dogs.
Собираетесь ли вы переиздать или перезаписать ваш старый материал? Верен,
что этот релиз разлетится в мгновенье ока.
Хайдн: Сейчас мы работаем с бэк-каталогом Titan и планируем выпустить в этом году ремастированные версии песен. Мы также
планируем построить свою студию. Вэн много лет содержал свою студию в Лондоне и
работал с людьми вроде Берни Марсдена, Шейна Мак-Гоуэна, так что он займётся
ремастерингом наших песен.
Найдж: Да, было бы неплохо всё перезаписать… Мы с
Вэном даже начали это дело, но мы планируем сосредоточиться на материале,
который не вошёл в наши демки.
Хайдн: Спасибо всем металхэдам, которых мы встретили на своём
пути и которые помнят нас! Мы готовим альбом в честь наших павших братьев!
Однажды металхэд — всегда металхэд!
Найдж: Меня удивляет, сколько молодых музыкантов подходило ко
мне, чтобы сказать: «Эй, ты и Titan стали главной причиной,
по которой я начал играть на гитаре и собрал свою группу». Спасибо вам, парни. Это значит, что не зря мы всё это затевали.
Фотографии из личного архива Найджа Уокера
No comments:
Post a Comment